⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Правовое регулирование вопросов социальной защиты граждан в случае наступления временной нетрудоспособности, на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных условиях, а также формулирование предложений по совершенствованию законодат»


Правовое регулирование вопросов социальной защиты граждан в случае наступления временной нетрудоспособности, на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных условиях, а также формулирование предложений по совершенствованию законодат

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и виды временной нетрудоспособности
1.2. Специфика социального страхования на случай временной нетрудоспособности
1.3. Проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности
ГЛАВА 2. ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
2.1. Виды пособий по временной нетрудоспособности, порядок их исчисления
2.2. Назначение и выплата пособий в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной   нетрудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Дисциплина: Социальная работа
Вид работы: дипломная работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 22.05.2018
Размер файла: 99 Kb
Просмотров: 921
Загрузок: 1



Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Правовое регулирование вопросов социальной защиты граждан в случае наступления временной нетрудоспособности, на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных условиях, а также формулирование предложений по совершенствованию законодат.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Социальная работа


Назначается пособие этого вида только лишь в обозначенных выше случаях. При этом в некоторых случаях работодатель имеет право отказать в выплате пособия по временной нетрудоспособности (табл. 3).
Таблица 3 – Причины отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности
Показатели Описание
Если установлено, что вред себе работник нанес преднамеренно
Нетрудоспособность возникла в результате свершения каких-либо противоправных действий свершения преступления работником
Законодательно установлены случаи назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (табл. 4).
Таблица 4 – Основания снижения размера пособия по временной нетрудоспособности
Показатели Описание
Травма была получена в состоянии алкогольного опьянения или же иного
Невыполнение работником установленного лечащим врачом режима, рекомендаций
В обозначенное медицинским учреждением время работник не является на прохождение очередного медицинского осмотра при отсутствии уважительной причины
Также прекращается выплата пособия данного вида в случае устранения причины нетрудоспособности. Важно помнить - в некоторых случаях помимо стандартной выплаты полагается денежная компенсация в силу наличия определенных обстоятельств. Например, это относится к ситуациям, когда имеет место производственная травма.
Для получения пособия по временной нетрудоспособности необходимо будет в обязательном порядке соблюсти алгоритм оформления (табл. 5).
Таблица 5 - Алгоритм оформления пособия по временной нетрудоспособности
Показатели Описание
Прохождение медицинского освидетельствования
Заполнение соответствующей части больничного листа лечащим врачом или же иным медицинским работником
Лист нетрудоспособности передается в специальный отдел по месту работы или же в ФСС
Осуществляется перечисление необходимого количества средств доступным способом в установленное законодательством время
Длительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности рассматривается в ст.6 Закона № 255-ФЗ (табл. 6).
Таблица 6 – Наиболее существенные моменты выплаты пособий по временной нетрудоспособности:
Показатели Описание
Если имеет место нетрудоспособность по причине заболевания или травмы выплата осуществляется на протяжении всего периода невозможности возобновления трудовой деятельности
Если происходит долечивание в специальных курортных учреждениях длительность выплат не может составлять более 24 дней (за исключением случаев заболевания туберкулезом)
Если имеет место присвоение группы инвалидности в течение 1 года выплаты осуществляются не более чем 5 месяцев

Также на длительность выплаты и иные моменты, связанные с начислением пособия рассматриваемого типа, оказывает непосредственное влияние тип заключенного трудового договора.
Например, если трудовое соглашение используется срочного типа, то продолжительность выплат не может составлять более 75 дней подряд. Данный момент отражается в специализированных законодательных нормах.
Чаще всего каких-либо проблем у работника с получением выплаты этого вида не возникает в случае, если длительность такого периода составляет 2 недели или же менее. Если данный период длится дольше, то может быть назначена специальная медицинская экспертиза.
Обычно продолжительность больничного не составляет более 30 дней. Если же травма, заболевание не проходит в течение этого периода времени, медицинская комиссия из нескольких врачей назначается в обязательном порядке.
По её результатам выносится определенное решение по поводу допустимости продления больничного. Особое внимание при заполнении этого документа работодателю и медицинском работнику следует уделять именно датам составления. Существует больше количество различных типичных ошибок при заполнении этого документа. Важно помнить, что вносить исправления допускается только лишь в определенных, установленных законодательством случаях.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации .
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется в зависимости от среднего заработка застрахованного лица, включая все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы в ФСС РФ, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (далее МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (с 1 июля 2017 года - 7 800,00 руб.).
Каких-либо веских оснований для пересмотра установленных ранее правил исчисления заработка не имелось. Их изменили ради снижения уровня пособия, то есть для экономии средств. Снижение абсолютной суммы пособия осуществлено в данном случае скрытно. Теперь для исчисления размера пособия учитывается не тот заработок, который фактически утратило застрахованное лицо, а прошлый заработка, который он имел два-три года назад, причем подсчитанный не за фактически проработанное время, а за два календарных года. Различий в исчислении пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от причины ее наступления теперь уже нет.
При трудовом увечье ранее в России сумма пособия не ограничивалась каким-либо пределом. Это объяснялось государственным регулированием оплаты труда. В настоящее время положение иное. Учитывая чрезмерный разброс величины заработков в России (по этому показателю она превосходит все европейские страны), в 2013 г. вполне обоснованно ввели предельный (максимальный) размер пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие производственной травмы. За полный календарный месяц он не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты.
Пересмотр ранее действующих правил исчисления заработка, исходя из которого определяется размер этого пособия, не обоснован, он ведет к занижению суммы пособия, то есть к отмене и умалению имеющегося ранее права на получение полноценного социального пособия. Следовательно, решение в этой части, содержащееся в Федеральном законе от 24 мая 1998 г. N 255-ФЗ подлежит пересмотру как противоречащее Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 39 (ч. 2), и 55 (ч. 3).
Многие авторы считают, что Закон № 255-ФЗ в редакции 2009 года во многом ограничил имевшиеся ранее права застрахованных и преследовал также лишь фискальную цель - сократить расходы на выплату пособий . Нелишне вспомнить, что до изменения закона страховые взносы, необходимые для выплаты пособий, составляли 5,4% по отношению к фонду оплаты труда, а в связи со всеми изменениями их снизили до 2,9%, то есть сократили без малого почти вдвое. В итоге такого снижения возросла предпринимательская прибыль, уменьшились страховые платежи бюджетных организаций и, следовательно, затраты на содержание таких организаций. Пострадали лишь застрахованные - расходы на выплату им пособий, предусмотренных этим федеральным законом, сократятся.
Страховой тариф, уплачиваемый в систему обязательного социального страхования, установлен, скорее, как компромисс государства и работодателей. Отсюда, его произвольное то повышение, то понижение. Так, официально установлен тариф страхового взноса в Фонд социального страхования 2,9% от фонда оплаты труда. Но уже сразу после введения такого тарифа выяснилось, что он не обеспечивает выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а, согласно проведенным ФСС расчетам, нехватка средств с каждым годом будет все более возрастать. При этом вопрос дефицита был решен не на основе пересмотра тарифа, а путем урезания социальных прав застрахованных лиц.
В большинстве экономически развитых стран работники, как отмечалось, уплачивают страховые взносы наряду с работодателями. В нашей стране в силу ряда причин, и, прежде всего, низкой заработной платы работник такие взносы не уплачивает, что снижает, по нашему мнению, его заинтересованность, как в получении «белой» заработной платы, так и в активном участии в системе социального страхования. Как представляется, даже при низкой заработной плате возможно предусмотреть участие застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет перераспределения средств подоходного налога и направления, к примеру, 1-2% в систему обязательного социального страхования.
Уровень пособий - одна из центральных проблем, заслуживающая особого внимания. От него зависит благосостояние заболевшего и его семьи. Чем больше пособие, тем лучше живет заболевший, тем легче и меньше по времени протекает болезнь и, следовательно, короче тот период, за который выплачивается пособие. Неслучайно почти во всех развитых странах пособия по болезни уже давно превышают минимальные нормы, установленные международными актами. Он зависит от двух составляющих: от размера пособия в процентах к заработку и того заработка, на основе которого исчисляется пособие.
Поводом, толчком к решению о замене непрерывного стажа на страховой послужили жалоба гражданина В.П. Корнилова и определение по его жалобе, принятое Конституционным Судом РФ 20 марта 2006 года . Заявитель жаловался на то, что требования длительного непрерывного стажа ограничивают, ущемляют права молодых работников, которые в силу своего возраста еще не выработали длительный непрерывный стаж. Конституционный Суд определил, что прежние нормативные акты СССР в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом ранее, с 1 января 2007 г. не могут применяться как противоречащие Конституции РФ, ее ст. 19, 37, 39 и 55, и утрачивают силу. Суд предложил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового порядка регулирования до 1 января 2007 г.
Законодатель свел данное предписание к замене одного стажа, непрерывного, на другой стаж, страховой, не изменив ничего по существу. Между тем Суд, принимая решение, констатировал, что "размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, притом что они могут подвергаться заболеваниям не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения заработка". Что изменилось при замене непрерывного стажа на страховой той же продолжительности? По большому счету ничего. Молодые работники объективно, в силу возраста, не могут иметь длительный стаж - как непрерывный, так и страховой. Стаж 8 лет можно заработать к 25-28 годам, начав трудовую деятельность в 17-20 лет. Решили, как всегда - без каких-либо обоснований, и чтобы не потребовалось дополнительных расходов, но не учли главного - мотивированную часть соответствующего решения Конституционного Суда, то есть причину необходимости отказа от требования определенной длительности любого стажа, лишающего молодых работников получать полноценное пособие наравне с другими работниками.
Проблема низких пособий у молодежи, когда заработки сравнительно невелики, а в семье маленькие дети, которых надо кормить, поить, одевать и учить, оказалась нерешенной, хотя она актуальна и остра. Невостребованным оказался и прошлый опыт нашей страны и других стран.
Требования длительного трудового стажа, с учетом которого дифференцируются размеры пособий по временной нетрудоспособности, носят, по мнению М.Л. Захарова, дискриминационный характер: они неосновательно ограничивают право молодых работников на получение пособия в достаточном размере и не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 19, ст. 39 и ст. 55. Предписание Конституционного Суда оказалось просто невыполненным. Сложившаяся ситуация, то есть низкие пособия по временной нетрудоспособности для сравнительно молодых граждан, отражается, в частности, на репродуктивном поведении молодежи, желании создавать семью, иметь детей и т.д. Проблему нужно решать как можно быстрее, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране. Например, установить по примеру многих других стран примерно равные размеры пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных. Такое решение будет полностью соответствовать Конституции РФ (ст. 19) и Конвенции N 102.
К сожалению, происходит обратная ситуация. Основные изменения законодательства о социальном обеспечении по временной нетрудоспособности вскоре могут коснуться условия продолжительности стажа работников. Если сегодня для получения 100-процентного пособия по временной нетрудоспособности достаточно 8 лет официального стажа, вскоре этот порог может быть сдвинут на 6 месяцев и составит 8,5 лет. Аналогичным образом сдвинется порог стажа, необходимого для начисления пособия в размере 80 % от среднего заработка: он составит 5,5 лет вместо нынешних пяти. Именно таким поэтапным способом Минтруд России предлагает повысить страховой стаж для выплаты по больничным листам.
Разработанный Минтрудом России законопроект, предлагает выплачивать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более. Предлагается также повысить страховой стаж с 8 до 15 лет для выплаты пособия в размере 80 % среднего заработка. Если продолжительность стажа менее 8 лет, больничные будут оплачиваться в размере 60 % среднего заработка. При этом после публичного обсуждения, проект закона на сегодняшний день еще не внесен на рассмотрение в Госдуму России. 
Следует отметить еще одну норму в законодательстве, напрямую связанную со стажем. Она касается пособий по временной нетрудоспособности, а точнее их размеров. Суть ее заключается в том, что пособие по временной нетрудоспособности всем застрахованным, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. МРОТ постепенно повышается, но он все еще ниже прожиточного минимума. Ситуация, скажем прямо, явно противоречащая Конституции страны и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах , гарантирующему каждому работнику право на достаточный (значит, и достойный) уровень жизни.
Ошибочным видится решение об отмене пособия по временной нетрудоспособности для застрахованных, имеющих трех и более детей до 16 лет (учащихся - до 18 лет), в размере 100% заработка. Доказывать его абсурдность в условиях демографической катастрофы в России, резкого, беспрецедентного снижения рождаемости, бедности большинства семей, где двое и тем более трое и более детей, бессмысленно. Это грубейший просчет, подлежащий незамедлительному исправлению.
Наиболее существенные изменения касаются определения среднего заработка, исходя из которого подсчитываются размеры пособий в процентном отношении к заработку. Они в российском законодательстве высокие - 60, 80 и 100% - формально значительно выше, чем минимальные размеры, указанные в Конвенции МОТ N 102. Следует иметь в виду, что по международным правилам могут устанавливаться максимальные пределы заработка, принимаемые для исчисления пособия. В России это предельная сумма заработка, с которого взимаются страховые взносы в Фонд социального страхования России.
Замена прежних правил на новые привела к снижению уровня пособий. Пособие по временной нетрудоспособности, исчисляется, из среднего заработка застрахованного. На первый взгляд изменений нет. Но для того чтобы оценить правила исчисления пособий по Закону № 255-ФЗ, надо сравнить их с теми правилами, которые действовали ранее. Так, по прежним правилам при твердой оплате труда (оклад в расчете на месяц плюс постоянные доплаты к нему) пособие исчислялось исходя из оклада; при сдельной оплате - из среднедневного заработка за проработанные дни в течение двух последних месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность (среднедневной заработок определялся путем деления заработка за указанные два месяца на число рабочих дней, фактически проработанных в этих месяцах); исходя из среднедневного заработка исчислялось дневное пособие (в процентах к нему); общая сумма пособия подсчитывалась путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в связи с временной нетрудоспособностью. Пособием возмещался, следовательно, фактически утраченный заработок, который застрахованный имел непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности (отпуском по беременности и родам) и получил бы, если бы не заболел. По новым правилам пособие исчисляется из среднего заработка, полученного за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности. Расчет осуществляется так: суммируется начисленный заработок за два указанных календарных года, полученная сумма делится на 730, то есть на число календарных дней в двух годах (результат - средний заработок в расчете на один день), исходя из дневного заработка определяется размер дневного пособия в процентах к дневному заработку, общая сумма пособия подсчитывается путем умножения дневного пособия на число календарных дней временной нетрудоспособности.
Например, возьмем средний заработок, равный 30 тыс. руб. в месяц и время работы в течение указанных двух лет, предшествующих годам наступления временной нетрудоспособности, на протяжении, например, 12 месяцев. Пособие в расчете на месяц временной нетрудоспособности при страховом стаже от 8 до 10 лет, подсчитанное по новым правилам, окажется вдвое ниже. Такова цена изменений правил исчисления среднего заработка в данном случае.
Рассчитанный по новым правилам средний заработок в расчете на месяц зачастую может оказаться даже ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Иногда застрахованный в течение указанных двух лет вообще не имеет заработка. Во всех таких случаях средний заработок, из которого исчисляется пособие, принимается равным минимальному размеру оплаты труда. На практике это означает, что пособие всем указанным выше гражданам, даже тем из них, кто имеет страховой стаж восемь и более лет, включая пенсионеров, возобновивших трудовую деятельность, исчисляется исходя из МРОТ. Пособия многих из них, в том числе пенсионеров, оказывается значительно ниже федерального МРОТ и почти вдвое менее прожиточного минимума. У пенсионеров есть пенсия. А как выжить остальным? Странно, как всего этого "не заметили" законодатели, приняв закон, перечеркнувший ранее имевшиеся права миллионов застрахованных.
Сохранение указанного положения вряд ли оправданно: оно не только противоречит целям страхового обеспечения, но и не согласуется с конституционным предписанием о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. То, что изменение правил исчисления пособий умаляет права застрахованных, подтверждают данные о снижении размеров пособий по отношению к заработку. М.Л. Захаров небезосновательно утверждает, что необходимо как можно быстрее возродить действовавшие ранее правила исчисления пособия.
Что касается минимального размера пособия, то он в России установлен, но не прямо, а косвенным способом: если средний заработок, рассчитанный за соответствующие периоды, окажется в расчете на полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), средний заработок для исчисления пособия принимается равным МРОТ (на день наступления страхового случая). Таким образом, минимум пособия составит 60, 80 или 100% МРОТ в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного. Минимальный размер пособия целесообразно установить. Его уровень на первом этапе должен соответствовать хотя бы федеральному МРОТ, а в дальнейшем - МРОТ, превышающему в 2-3 раза прожиточный минимум.
И.В. Семенов называет целый ряд способов увеличения доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе  и  Фонда социального страхования России , а именно:
- повышение объекта и базы для исчисления страховых взносов за счет: увеличения заработной платы для большинства населения страны; повышения предельной величины зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы; введения прогрессивной шкалы для уплаты страховых взносов с заработной платы, превышающий предельную величину; непосредственного участия застрахованного лица в уплате страховых взносов первоначально путем перенаправления 1-2% походного налога во внебюджетные фонды;
- снятие с внебюджетных фондов расходов, которые не имеют никакого отношения к социальному страхованию и которые должны оплачиваться за счет федерального бюджета;
- расширение круга застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования (за счет трудовых мигрантов, лиц, занятых в «теневой» экономике и пр.).
Рассмотрев виды пособия по временной нетрудоспособности и порядок определения его размера можно сделать следующие выводы.
Классификация пособий по временной нетрудоспособности проводится по критериям:
1. По случаям обеспечения различаются:
- пособие при заболевании и травме;
- пособие при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
- пособие по уходу за больным членом семьи;
- пособие при карантине;
- пособие при протезировании;
- пособие при долечивании в санаторно-курортной организации.
2. По специальным правилам включает назначение пособий:
- инвалидам;
- пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний;
- в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудовой деятельности.
3. По источникам финансирования:
- страховое, выплачиваемое за счет средств ФСС РФ;
- нестраховое, выплачиваемое за счет средств работодателя.
Тариф страхового взноса в Фонд социального страхования в размере 2,9% от фонда оплаты труда не обеспечивает выплаты пособий по временной нетрудоспособности, что приводит к необходимости искусственного снижения среднего заработка. Целесообразно предусмотреть участие застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет перераспределения средств подоходного налога и направления 2% в систему обязательного социального страхования. Это даст возможность вернуться к расчету среднего заработка за предыдущие 12 месяцев и ощутимо увеличит размер страхового обеспечения. Такие изменения позволят реализовать компенсационную функцию пособия по временной нетрудоспособности. 
По законодательству, временная потеря трудоспособности лицами, относящимися к определенным категориям, оплачивается в размере 100% среднего заработка, независимо от стажа их работы. К ним относятся: 
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча , ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне , граждане из подразделений особого риска ;
- застрахованные лица, пострадавшие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием ;
- женщины, которым предоставляется отпуск по беременности и родам.
Для стабилизации и улучшения демографической ситуации в стране, в целях борьбы с бедностью многодетных семей необходимо вернуть в законодательство льготы для застрахованных, имеющих трех и более детей до 16 лет (учащихся - до 18 лет), установив пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка.
Кроме того, следует предусмотреть особый порядок подсчета среднего заработка для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Считаем, что из расчетного периода нужно исключить дни временной нетрудоспособности (по аналогии с пособием по беременности и родам). Иначе выходит, что выполняя работу во вредных условиях работник чаще болеет, и в результате уменьшается его средний дневной заработок, пособие не компенсирует утраченный доход.
 
2.2. Назначение и выплата пособий в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности
 
Из пункта 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" следует, что пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности. В случае, когда сотрудник работает по одному месту работы, расчет пособий идет по этому месту с учетом облагаемых взносами выплат за предыдущие два года по всем местам работы с условием, что сумма начислений не может превышать лимит по взносам в ФСС - 718 000 рублей в 2016 году (в 2017 году - 755 тыс. руб.). Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается Правительством РФ. 
Если сотрудник на момент наступления страхового случая работает в нескольких местах и в двух предшествующих календарных годах работал там же, пособия по временной нетрудоспособности в соответствии со ст. 13 Закона № 255-ФЗ выплачиваются по всем местам работы и исчисляются исходя из среднего заработка у страхователя, выплачивающего пособие. 
Если на момент наступления страхового случая он работает у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах работал у других, все пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица. Также если на момент наступления страхового случая он работает у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах работал как у этих, так и у других страхователей, пособие по временной нетрудоспособности может быть выплачено по всем местам работы исходя из среднего заработка или по одному из последних мест работы. 
В соответствии со ст. 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается: 
- сотрудникам, работающим по трудовым договорам, 
- уволенным работникам в случае наступления нетрудоспособности в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора. 
Отметим, что нередко работодатель при заполнении больничного листа допускает технические ошибки. ФСС России разъясняет: в целях предотвращения отказов в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, что наличие в листке, заполненном рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий, если при всём этом все записи в листке нетрудоспособности читаются (письмо ФСС России от 30 сентября 2011 г. № 14–03–11/15–11575). 
В соответствующей строке бланка работодатель отражает сумму, рассчитанную по следующей формуле: 
 
СДЗ = СУВ: 730, (1)
 
 где: СДЗ - средний дневной заработок; 
     СУВ - сумма учитываемых выплат за расчетный период; коэффициент 
     730 - количество дней в учетном периоде, составляющем два календарных года, которые предшествовали году болезни (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.
Средний дневной заработок рассчитывается на весь календарный год, и в случае изменения информации о начислениях предыдущих двух лет все пособия пересчитываются с учетом выявленных изменений. Он включает в себя, все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). 
Средний дневной заработок учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В случае если больничный или пособие по беременности и родам сотруднику выплачиваются несколькими страхователями, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей. При расчете суммы пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж работника. 
В листке нетрудоспособности средний дневной заработок указывается без учета страхового стажа. Страховой стаж работника учитывается при исчислении дневного пособия (ч.4 ст.14 14 Закона № 255-ФЗ) по формуле: 
 
СДП = СДЗ * % , (2)
 
Где СДЗ - средний дневной заработок; 
      СДП - сумма дневного пособия. 
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами и выплачиваются страхователем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.
Пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших а правоотношения по обязательному социальному страхованию) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ. В остальных случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности.
«Больничное» пособие работнику, уволенному по сокращению штата: Работодатель обязан выплатить «больничное» пособие, если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору.  Размер пособия уволенному работнику не может превышать 60 процентов от его среднего заработка, рассчитанного за два предшествующих календарных года (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
В период прохождения преддипломной практики было установлено, что никаких исключений из этого правила в отношении работника, уволенного по сокращению штата, не предусмотрено. При заполнении листка нетрудоспособности на такого работника в строке «место работы - наименование организации» указывается организация, в которой проведено сокращение штата. Бывший работодатель обязан принять такой больничный лист к оплате. Со своей стороны, заметим, что оплатить больничный лист уволенному работнику нужно, даже если имеется информация о том, что он уже устроился на новую работу.
Получение пособий непосредственно в ФСС: Законодательство предусматривает, что в ряде случаев пособие по временной нетрудоспособности выплачивается непосредственно Фондом соцстраха (ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Получить пособие в ФСС можно в следующих ситуациях:
- если на день обращения за выплатой пособия работодатель прекратил свою деятельность;
- если на расчетном счете работодателя недостаточно денежных средств;
- если невозможно установить местонахождение работодателя и его имущества, но есть вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что работодатель не выплатил пособия.
В перечисленных случаях работник может получить пособия в том территориальном органе ФСС, в котором состоит на учете его работодатель. Если работник обратится за «больничным» пособием, то первые три дня болезни ФСС ему не оплатит, так как по закону эти дни оплачиваются за счет средств страхователя.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности при отсутствии справки о заработке у других работодателей. Если в течение двух календарных лет, предшествующих году, в котором выдан лисок нетрудоспособности, застрахованный работал на нескольких работах, то сумма пособия определяется исходя из размера среднего дневного заработка за этот период, в том числе за время работы у других страхователей (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В этом случае для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работник должен представить своему работодателю листок нетрудоспособности, а также справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, от другого работодателя (работодателей)  (ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Как быть, если у работника нет таких справок?
Авторы ответов, размещенных на сайте ФСС, считают, что отказать лицу в назначении пособия из-за отсутствия справок о заработке нельзя. В такой ситуации пособие нужно рассчитать на основании имеющих у страхователя, а также представленных работником сведений и документов. А после того, как он принесет справки о заработке, пособие следует пересчитать.
Также в период преддипломной практики было обращено внимание, что работник вправе подать работодателю заявление о направлении запроса в территориальный орган ПФР с просьбой сообщить сведения о зарплате, иных выплатах и вознаграждениях, которые были получены за расчетный период работы у других страхователей. На основании этих данных работодатель должен будет пересчитать сумму пособия (п. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Перерасчет пособия в связи с изменением заработка
Если работнику во время болезни  повысили заработную плату, то может возникнуть вопрос о том, надо ли пересчитать уже назначенные пособия. В период прохождения преддипломной практики отмечено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Поэтому изменения в зарплате, произошедшие в период болезни, при исчислении пособия не учитываются. А вот если произведена доплата к той зарплате, из которой исчислялось пособие, то его следует пересчитать в сторону увеличения.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ больничные по собственной нетрудоспособности работника выплачиваются за первые три дня за счет работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета ФСС РФ. Пособие выплачивается за счет ФСС РФ с первого дня в случаях: 
- необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; 
- карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
- осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 
- долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения. Исключением из общего правила считаются периоды нетрудоспособности, вызванной профессиональным заболеванием или несчастным случаем на производстве - в этой ситуации пособие составляется 100 % среднего заработка. После расчета пособия удерживается НДФЛ, а оставшаяся сумма выплачивается работнику. 
Сотрудник может передать больничный лист двумя способами:
- обратиться напрямую в ФСС;
- осуществить передачу через работодателя, который, в свою очередь, должен в течение 5 рабочих дней передать лист временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования;
В течение 10 дней ФСС должен начислить компенсацию по больничному листу. Следует отметить, что оплата периода временной нетрудоспособности в праздничные дни производится аналогично обычным.
На практике часто возникают ситуации, вызывающие вопросы относительно порядка оплаты больничных листов.
Оплата больничного листа, если сотрудник находится в командировке.
Сотрудник заболел в командировке. Он обратился в местную поликлинику и оформил больничный лист на три дня. Командировку пришлось продлить. Пособие по временной нетрудоспособности нужно выплатить за все дни болезни в командировке, но для этого работник должен по возвращении из служебной поездки представить больничный лист (ч. 5 ст. 13 14 Закона № 255-ФЗ). Помимо этого, за весь период болезни нужно: выплатить суточные в полном объеме; компенсировать расходы на наем жилья (кроме случаев, когда работник находился на стационарном лечении). А вот средний заработок за дни болезни работнику не сохраняется (п. 25 Положения № 749). Он выплачивается только за рабочие дни по графику организации, а также за дни в пути и время вынужденной задержки (ст. 167 ТК РФ). В табеле учета рабочего времени дни болезни в командировке можно отметить двойным кодом «К/Б». 
Оплата больничного листа сотруднице, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком и трудится на условиях неполного рабочего времени. С 14 мая она неделю проболела. Сотруднику, который находится в таком отпуске и трудится неполное рабочее время или на дому, оплачивается больничный лист. Причем как при болезни самого работника, так и ребенка. При этом работница будет получать два пособия - по уходу за ребенком и по временной нетрудоспособности (письмо ФСС России от 26 декабря 2014 г. № 17–03–14/06–18404). Рассчитывается больничное пособие по общим правилам исходя из среднего заработка сотрудницы за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (ст. 14 Закона № 255-ФЗ). 
Оплата больничного листа с отметкой о нарушении режима. Работник принес для оплаты больничный с отметкой о нарушении 25 мая режима. Уважительной причины, почему он пропустил прием, у него нет. Как теперь оплатить больничный? Можно снизить размер пособия по такому листку нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ). Если больной не соблюдает режим, лечащий врач делает в бюллетене соответствующую отметку в виде двузначного кода с 23 по 28 (зависит от вида нарушения) (п. 58 Порядка № 624н). Кроме того, он указывает дату, когда это случилось, и ставит свою подпись.
Со дня, когда было допущено нарушение, и до конца страхового случая работодатель имеет право уменьшить сумму пособия (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 255-ФЗ). Его следует выплатить в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за полный календарный месяц. А в районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к зарплате, пособие выплачивается с учетом этих коэффициентов. 
Если виной заболевания или травмы было опьянение, врач указывает в строке «Причина нетрудоспособности» дополнительный код - 021. В этом случае пособие нужно снизить за весь период нетрудоспособности (п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона № 225-ФЗ). 
Пример. Сотрудник ООО «Топаз» Матвей В. принес больничный лист за период с 21 по 28 апреля 2017 года. В нем стоит отметка о нарушении режима от 25 апреля. Комиссия организации признала причину нарушения неуважительной, о чем был составлен протокол. Стаж сотрудника - 8 лет и 6 месяцев. Его доход за 2015–2016 годы для целей начисления пособия составляет 636 400 руб. Средний дневной заработок равен 871,78 руб. (636 400 руб.: 730). Средний дневной заработок из МРОТ – 241,94 руб. (7500 руб.: 31 день). Пособие за четыре дня с 21 по 24 апреля нужно рассчитать из фактического среднего заработка. А за последующие четыре дня, с 25 по 28 мая, - из МРОТ. Работнику нужно выплатить 4454,88 руб. (871,78 руб. × 100 % × 4 дн. + 241,94 руб. × 100 % × 4 дн.). 
Недобросовестные сотрудники в оправдание своего отсутствия на рабочем месте и получения пособия по временной нетрудоспособности могут представить к оплате поддельный больничный листок. Если у работодателя возникают сомнения в подлинности больничного листка из-за наличия в нем признаков подделки (например, несоответствия цвета и плотности бумаги, отсутствия необходимых печатей медицинского учреждения и т. д.), то такой больничный лист можно не оплачивать до установления факта подлинности. Объясняется это тем, что основанием для назначения пособия является только подлинник больничного листка (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). 
Контроль за соблюдением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности осуществляет Росздравнадзор совместно с ФСС России (п. 10 гл. I Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н, п. 5.2  и п. 5.1.3.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323). Поэтому в случае возникновения сомнений по поводу больничного листка для установления его подлинности работодатель вправе обратиться с письменным или устным запросом о его проверке в территориальное отделение ФСС России или в Росздравнадзор. Также необходимо учитывать, что бланки листков нетрудоспособности могут быть похищены из медицинской организации либо утеряны медицинскими работниками и впоследствии незаконно выданы работнику неустановленным медучреждением. В настоящее время на сайте ФСС России опубликован список бланков больничных листков, похищенных и утерянных за период с 1 июля 2011 года по 30 апреля 2017 года  по различным регионам России. Бланки с номерами, указанными в этом списке, не подлежат оплате.  В отдельных регионах работает схожий по функционалу интернет-сервис «Реестр утерянных и похищенных бланков» . Данные сервиса обновляют ежемесячно, что позволяет получать нужную информацию более оперативно. 
За представление поддельного больничного листка сотрудник может быть привлечен к уголовной ответственности. 
Как одно из направлений совершенствования управления системой обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен отказ от зачетного механизма финансового обеспечения пособий. Согласно ему, пособия работнику выплачивает работодатель, а Фонд социального страхования России перечисляет страхователю разницу между суммой начисленных страховых взносов и размером выплаченных им пособий, информацию о произведенных страхователем расходах ФСС получает только из ежеквартальной отчетности страхователя. Такое изменение положило начало поэтапному реформированию данного вида обязательного социального страхования.
В некоторых субъектах Российской Федерации реализуется пилотный проект, в рамках которого работодатели выплачивают работникам пособие по нетрудоспособности только за первые три дня болезни, а оставшуюся часть пособия назначают и выплачивают подразделения ФСС (ч. 3 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 01.12.14 № 386-ФЗ, постановление Правительства РФ от 21.04.11 № 294). В настоящее время в пилотном проекте участвуют следующие регионы: Карачаево-Черкесская республика, республика Татарстан, республика Крым, Хабаровский край, Астраханская, Белгородская, Курганская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбовская области и город Севастополь.
Целью создания механизма, при котором назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется непосредственно территориальными органами ФСС, а не страхователем является обеспечение гарантированного получения застрахованными гражданами пособий независимо от финансового положения работодателя, а также реализация положений Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с которыми обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется страховщиком.
Практика прямых выплат пособий территориальными органами страховщика не нова. Законом от 23 июня 1912 года «Об обеспечении рабочих на случай болезни» обязанность по выплате пособий была возложена именно на страховые кассы. При этом, летом 1927 года комиссия ВЦСПС с участием представителей Народного комиссариата труда и московских профсоюзов обследовала работу московских страховых касс. По итогам обследования предлагалось изменить порядок обслуживания кассами застрахованных. Чтобы разгрузить страховые кассы, упростить их работу было предложено оформление права на страховое пособие по временной нетрудоспособности и его выдачу возложить на самого страхователя с последующим перерасчетом со страхкассой по выданным пособиям и контролем за этими операциями со стороны страховых касс. Существующая система обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности сложилась в своих основных чертах в советское время, а в переходном периоде претерпела лишь некоторые организационные изменения.
Специалистами ФСС РФ ежегодно проверяется не более 4 % расходов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, заявленных страхователями в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, из общего числа составленных актов по результатам проверок 25 % имеют нарушения.
Действующий зачетный механизм не обеспечивает прозрачности соответствующих финансовых потоков для ФСС, осуществления должного контроля за выплатой пособий, что может говорить о большом объеме необоснованных расходов. Перепоручать администрации предприятий частичное выполнение функций страховщика, с одной стороны, экономически выгодно ФСС РФ. Данный факт объясняет и существующую практику назначения, расчета и выплаты пособий самим работодателем. Все хорошо, если контроль страховщика за страхователем регулярен и злоупотребления немногочисленны. При этом проведенный анализ свидетельствует об обратной тенденции.
Следует акцентировать внимание на том факте, что ежегодно ФСС РФ передаются средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС РФ в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование (согласно ст. 427 Налогового кодекса РФ некоторым категориям страхователей установлен пониженный тариф страховых взносов по этому виду страхования (или полное освобождение от уплаты).
Резкий скачок этого показателя в 2012 г. объясняется освобождением от обязанности уплаты страховых взносов в ФСС РФ для ряда страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения .
Факт постоянной значительной компенсации выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета свидетельствует о собственной финансовой неустойчивости фонда и ставит в приоритет его финансовой политики пилотный проект.
Модернизация зачетного механизма необходима как в целях усиления контроля расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и своевременного страхового обеспечения застрахованных граждан. Любые страховые отношения предусматривают роль страховщика именно как участника, обеспечивающего страховые выплаты, а не только сборщика страховых взносов. Зачетный механизм «размывает» эту роль и создает неясность в разделении ответственности страхователей и застрахованных.
Пилотный проект дает возможность получить полную информацию об условиях обеспечения пособиями застрахованного лица до проведения выплаты этого пособия, что невозможно сделать при выплате пособий через работодателей. Это так же позволяет снизить объем необоснованных расходов.
В рамках действующего зачетного механизма для выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, в частности по оформлению документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, территориальные органы ФСС проводят выездные и камеральные (с истребованием документов) проверки страхователя. Такая система контроля за соблюдением законодательства об обязательном социальном страховании является недостаточной и выявляет минимальное количество возможных нарушений.
В такой ситуации ФСС не может проконтролировать страхователя в режиме реального времени, чем пользуются предприятия-однодневки, а также недобросовестные работодатели. Реализация же пилотного проекта по прямым выплатам меняет сложившуюся ситуацию. Во-первых, страхователи перечисляют взносы в полном объеме, так как отсутствует возможность принятия в зачет понесенных расходов. Во-вторых, контроль документов, необходимых для назначения пособий проводится в 100% случаев сотрудниками ФСС, в результате чего уровень необоснованно назначенных и выплаченных пособий стремится к нулю.
Переход на прямые выплаты создает благоприятные условия для осуществления контроля правомерности назначения пособий, правильности их исчисления и достоверности предоставляемых страхователем сведений. Анализ таких сведений уже на начальном этапе приема позволяет выявить все возможные нарушения по сравнению с зачетным механизмом.
Можно сделать вывод о том, что зачетный механизм финансового обеспечения пособий является на сегодняшний день устаревшим, неэффективным и не отражающим сложившиеся реалии. Оправданным было использование зачетного принципа при наличии единственного работодателя – государства.
С началом системного финансового кризиса, из-за неспособности организовать конкурентоспособное производство товаров, выполнение работ и оказание услуг многие хозяйствующие субъекты оказались в тяжелом финансовом положении и даже на грани банкротства. Это не может не сказаться на финансовой устойчивости системы социального страхования, своевременной и в полном объеме выплате социальных пособий застрахованным лицам. В результате возникает почва для острых трудовых конфликтов, разрешение которых обязано брать на себя государство, как гарант конституционных и социальных прав граждан.
Затягивание с введением реального финансового контроля со стороны ФСС РФ уже в скором времени самым негативным образом скажется на его финансовой устойчивости.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Таким образом, по итогу проведенного исследования, можно заключить следующее. Для работающих уровень социального обеспечения повсеместно определяется на основе достигнутого уровня оплаты труда, в том числе его минимального размера, который составляет примерно 50-60% от среднего заработка и равен рациональному минимальному бюджету семьи работающего человека. Это общепризнанное мировым сообществом теоретическое положение еще не получило воплощения на практике в нашей стране.
Обеспечение социальными пособиями наряду с пенсионным обеспечением является основным сегментом социального обеспечения. Значимость предоставления пособий работающему населению проявляется в том, что на выплату страховых пенсий и социальных пособий расходуется более 90% всех средств, выделяемых на социальное обеспечение. Они составляют второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.
Законодательство не содержит общей дефиниции временной нетрудоспособности, а перечисляет конкретные случаи утраты возможности выполнения трудовых обязанностей.
Одним из таких случае является необходимость ухода за больным членом семьи или родственником. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованные лица обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи. В ст. 6 данного Закона из числа членов семей упоминаются лишь дети. Кто еще относится к членам семей, остается неизвестным. Закон № 255-ФЗ указывает, что понятия и термины, используемые в нем, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации. К сожалению, в Семейном кодексе Российской Федерации к членам семей отнесены одни лица, в Жилищном кодексе Российской Федерации - другие, в Федеральном законе от 24 декабря 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" - третьи. Таким образом, довольно затруднительно определить, чем должны руководствоваться работники медицинских организаций при выдаче листков временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи. Давно назрела необходимость внесения соответствующих изменений Закон N 255-ФЗ – необходимо указать, что к членам семьи застрахованного лица относятся лица, признаваемые таковыми по нормам семейного законодательства Российской Федерации. 
Значительной проблемой сегодня является проблема обоснования минимального размера оплаты труда. Необходимо приложить максимум усилий, привлечь специалистов для экономического обоснования минимального размера оплаты труда.
Рассмотрев виды пособия по временной нетрудоспособности и порядок определения его размера можно сделать следующие выводы.
Классификация пособий по временной нетрудоспособности проводится по критериям:
1. По случаям обеспечения различаются:
- пособие при заболевании и травме;
- пособие при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
- пособие по уходу за больным членом семьи;
- пособие при карантине;
- пособие при протезировании;
- пособие при долечивании в санаторно-курортной организации.
2. По специальным правилам включает назначение пособий:
- инвалидам;
- пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний;
- в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудовой деятельности.
3. По источникам финансирования:
- страховое, выплачиваемое за счет средств ФСС РФ;
- нестраховое, выплачиваемое за счет средств работодателя.
Тариф страхового взноса в Фонд социального страхования в размере 2,9% от фонда оплаты труда не обеспечивает выплаты пособий по временной нетрудоспособности, что приводит к необходимости искусственного снижения среднего заработка. Целесообразно предусмотреть участие застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет перераспределения средств подоходного налога и направления 2% в систему обязательного социального страхования. Это даст возможность вернуться к расчету среднего заработка за предыдущие 12 месяцев и ощутимо увеличит размер страхового обеспечения. Такие изменения позволят реализовать компенсационную функцию пособия по временной нетрудоспособности. 
Для стабилизации и улучшения демографической ситуации в стране, в целях борьбы с бедностью многодетных семей необходимо вернуть в законодательство льготы для застрахованных, имеющих трех и более детей до 16 лет (учащихся - до 18 лет), установив пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка.
Кроме того, следует предусмотреть особый порядок подсчета среднего заработка для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Считаем, что из расчетного периода нужно исключить дни временной нетрудоспособности (по аналогии с пособием по беременности и родам). Иначе выходит, что выполняя работу во вредных условиях работник чаще болеет, и в результате уменьшается его средний дневной заработок, пособие не компенсирует утраченный доход.
Действующий зачетный механизм не обеспечивает прозрачности соответствующих финансовых потоков для ФСС, осуществления должного контроля за выплатой пособий, что может говорить о большом объеме необоснованных расходов. Целью создания механизма, при котором назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется непосредственно территориальными органами ФСС, а не страхователем является обеспечение гарантированного получения застрахованными гражданами пособий независимо от финансового положения работодателя, а также реализация положений Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с которыми обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется страховщиком.
Факт постоянной значительной компенсации выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета свидетельствует о собственной финансовой неустойчивости фонда и ставит в приоритет его финансовой политики пилотный проект.
Модернизация зачетного механизма необходима как в целях усиления контроля расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и своевременного страхового обеспечения застрахованных граждан.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII) // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- N 12.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 2014.- N 31.- Ст. 4398.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2005.- N 1 (часть 1).- Ст. 14
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2000.- N 32.- Ст. 3340.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1996.- N 1.- Ст. 16.
6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
7. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- N 21.- Ст. 699.
8. О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1992.- N 4.- Ст. 138.
9. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 43.- Ст. 4904.
10. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 31.- Ст. 3803.
11. О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: федер. закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 48.- Ст. 5850.
12. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ //Собрание законодательства РФ.-1999.-  N 29.- Ст. 3686.
13. О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: федер. закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 2.- Ст. 128.
14. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 1 (1 ч.).- Ст. 18.
15. Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 25.- Ст. 3042.
16. Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам: Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 // Российская газета от 22 марта 2007 г.- N 58.
17. По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию: Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 16-О // Вестник Конституционного Суда РФ.- 2006.- N 3.
18. Актуальные проблемы социального обеспечения: учебно-методическое пособие/ Е.В. Чуклова - Тольятти: ТГУ, 2012.- С. 105.
19. Бабкин В. П. Социальная защита работников как фактор преодоления трудовой отчужденности // Труд и социальные отношения.-  2015.-  № 4.-  С. 147
20. Богатырская В. А. Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения / В.А. Богатырская, Э.Н. Кокорина, И.П. Кильдюшкина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. - С. 213
21. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения/А.Ю. Гусев // Арбитражный и гражданский процесс. - 2015.  - № 10. –С. 25.
22. Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России/ Е.В. Каргинова/ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016.- №9.- С. 259
23. Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению /А.А. Костюкова// Молодой ученый. - 2016. - №4. -С. 567.
24. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. доп. и перераб. / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, А.И. Абрамова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: ИД Юриспруденция, 2015. – 544 с. 
25. Недействительные бланки листков нетрудоспособности. - http://fss.ru/ru/fund/for_enterprises_and_organisation/94108/94109.shtml.- Дата обращения: 07.05.2017.
26. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Под. ред. В.Ш. Шайхатдинова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.- С. 296.
27. Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды / И.В. Семенов // Социально-политические науки.- 2014. -№ 1.-53-58.
28. Темирова З.Д. Пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации / З.Д. Темрова // Европейский журнал социальных наук.- 2016-. № 4.- С.149-153.
29. УТЕРЯННЫЕ, ПОХИЩЕННЫЕ, ПОДДЕЛЬНЫЕ бланки листков нетрудоспособности.- http://fss.vrn.ru/post/465 .- Дата обращения: 07.05.2017.
30. Шайхатдинов В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал.- 2011.- N 5.- С. 171-178.
 


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Социальное проектирование
Социология. Курс лекций
Социология. Курс лекций.
Технологии социальной работы. Пособие
Патронатное воспитание
Социальная педагогика
Технологии социальной работы с семьей и детьми
Глоссарий социальной работы
Глоссарий социальной работы 2
Глоссарий социальной работы 3
Право социального обеспечения учебник
Право социального обеспечения учебник. Часть 2
Медико-социальная работа. Учебник
ПСО - лекции



Скачать работу: Правовое регулирование вопросов социальной защиты граждан в случае наступления временной нетрудоспособности, на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных условиях, а также формулирование предложений по совершенствованию законодат, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Социальная работа