⭐⭐⭐ Единый реферат-центр

Главная » Рефераты » Текст работы «Значение игры в психическом развитии дошкольников»


Значение игры в психическом развитии дошкольников

Содержание
Введение
Глава I.  Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
1.1 Теории игровой деятельности детей зарубежных и отечественных учёных.
1.2 Социальная природа игры дошкольника
1.3 Роль игры в психическом развитии ребенка
Глава II.  Экспериментальное исследование игры как средства развития личности дошкольника
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента
2.3 Опытно-экспериментальная работа
2.4 Результаты проведения контрольного эксперимента
Заключение
Список литературных источников
Приложения

Дисциплина: Педагогика
Вид работы: курсовая работа
Язык: русский
ВУЗ: ---
Дата добавления: 6.04.2018
Размер файла: 83 Kb
Просмотров: 411
Загрузок: 1



Хочу скачать данную работу! Нажмите на слово скачать
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Значение игры в психическом развитии дошкольников.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!
Как правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.
Как правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.
Всё об оформлении списка литературы по ГОСТу Как оформить список литературы по ГОСТу?
Рекомендуем
Учебники по дисциплине: Педагогика


Таким образом, очевидно, что проведение формирующего эксперимента способствовало повышению уровня развития игровой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы. В контрольной группе результаты не претерпели существенных изменений.
Проанализировав результаты выполнения экспериментальной работы в группе старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что у большинства старших дошкольников (45%) был зафиксирован высокий уровень развития игровой деятельности. У 32% старших дошкольников был выявлен средний уровень развития игровой деятельности. В то же время низкий уровень развития игровой деятельности был характерен для 23% старших дошкольников.
Большинство детей проявляют инициативность в выборе ролей, охотно исполняют главную роль. Отмечается осознанное отношение к правилам, чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого. Сюжет игры подсказывает выбор предмета. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу. Для детей характерно разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.
С экспериментальной группой старших дошкольников был проведен формирующий эксперимент.
В рамках проведения контрольного эксперимента осуществлялась повторная диагностика сформированности игровой деятельности старших дошкольников. Проведение формирующего эксперимента способствовало повышению уровня развития игровой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы. В контрольной группе результаты не претерпели существенных изменений.
 
Заключение
 
Игра занимает значительную часть времени в жизни ребёнка, где она удовлетворяет свои потребности в активной деятельности, стараясь действовать, как взрослые. В игре отображаются все социальные явления, которые дети наблюдают в действительности: профессии, взаимоотношения между людьми. В игре дети общаются, обогащаются знаниями. Играя с игрушками, предметами, песком, снегом, дети усваивают их свойства и качества. Также в играх ребёнок знакомится с различными формами поведения в определённых ситуациях (уверена, неуверенная, добра, агрессивная, спокойная и т.д.). В игре развивается речь ребёнка, обогащается ег словарный запас и вообще формируется определённый жизненный опыт, который является таким необходимым для его социализации. 
Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:  игра для них - обучение, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. 
Игра для дошкольников - средство познания окружающего. В игре углубляется анализ явлений, взаимоотношений, моральных качеств людей. 
Игра приучает ребёнка считаться с другими (она невозможна, если дети не умеют согласовывать свои действия), развивает моральные чувства. 
Игра соответствует потребностям и интересам детей, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, импровизации, проверке себя. 
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных действий. Человечество раз за разом создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Всякая игра, это, прежде всего, свободная деятельность, которая отражает отношение личности к миру, который её окружает. 
В игре ребёнок не учится жить, а живёт своим истинным, самостоятельной жизнью. 
 
1. Богуш А. Дети и социум: особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. Богуш., Л. Варяница, Н. Гавриш; Научно-исследовательский центр по проблемам социальной педагогики и социальной работы АПН Украины, Луганский над. мэд. Университет им. Т. Шевченко. - Луганск: Альма-матер. 2016. - 808 с. 
2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2008. - 80 с., ил. 
3. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк. - Мюнхен: Украинское издательство, 2011. - 309 с. 
4. Петрунько А.В. Дети и медиа: социализация в агрессивной медиасреде: Монография. - Полтава: 2010. - 480 с. 
5. Мир детской игры / Екатерина Карасева, Тамара Пироженко. - К. : Шк. Мир, 2013 . - 128 с. - (Библиотека Школьного мира‖)
6. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. -2003. - № 3. - С. 15; № 4. - С. 18-23. 98
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. -
8. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - С. 45-50.
9. Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - К.: Томирис, 2009. - 112 с.
10. Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития ребёнка // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 123-128.
11. Басов М. Я. Избран. психологические произведения / Под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. - Педагогика, 1975. - 432 с.
12. Запорожец А. В. Избр. психол. труды в 2 т. - М.: Педагогика, 1986.
13. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. - Г.: Школа-Пресс, 2015 - С. 197-211, 236-257.
14. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Ч. 1. Материалы межд. научно-практ. конф. - М.: Прометей, 2005. - 96 с.
15. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психолог. произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 303-323. Люблинская Г. О. Детская психология. - К.: Высшая школа, 1974. -С. 89-97.
16. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
17. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический асаспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
18. Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С. 43-46.
19. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Изд. Центр «Академия», 2011. - С. 64-86. 304 с.
 
Приложения
 
Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь.
МОНИТОРИНГ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ
Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.
2.1. Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Цель: осуществить мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений
Задачи:
1. Определить критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, в ходе которого, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
 
Таблица 1. Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
1. Замысел игры Умение предложить замысел игры;
Умение развить замысел по ходу игры;
Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).
2. Сюжет игры Умение выбрать сюжет.
3.Роль Обозначение роли словом;
Направление ролью поведения ребенка;
Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;
Взаимосвязанность ролевых функций детей
4. Ролевые действия Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;
Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.
5. Ролевая речь Умение строить ролевой диалог.
Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.
Уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 2).
Таблица 2. Характеристика уровней сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Критерии Уровни развития
1 2
1. Замысел игры Низкий уровень –1 балл
Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
  Средний уровень – 2 балла
В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.
  Высокий уровень – 3 балла
В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
2.Сюжет игры Низкий уровень –1 балл
Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.
  Средний уровень – 2 балла
Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.
  Высокий уровень – 3 балла
Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
3.Роль Низкий уровень –1 балл
Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.
  Средний уровень – 2 балла
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
  Высокий уровень – 3 балла
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
4. Ролевые действия Низкий уровень –1 балл
Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
  Средний уровень – 2 балла
Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.
 


 
Высокий уровень – 3 балла
Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.
5. Ролевая речь Низкий уровень –1 балл
Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
  Средний уровень – 2 балла
Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
  Высокий уровень – 3 балла
Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой [27, 28], о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут достаточно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты).
При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:
1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.
2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.
Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:
- высокий уровень –13-15 баллов;
- средний уровень – 8-12 баллов;
- низкий уровень – 7 и меньше баллов.
Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.
Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.
Для решения третьей задачи мониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.
 


Похожие работы:

Воспользоваться поиском

Похожие учебники и литература:    Готовые списки литературы по ГОСТ

Педагогика. Ответы на экзаменационные билеты.
Учим детей рассказывать
Педагогическая работа с лицами различных темпераментов
Методика преподавания психологии
Методика преподавания психологии в кратком изложении
История образования в России
Педагогика. Курс лекций
Педагогика. Учебный курс
Психология и педагогика кратко. Лекции
Психология и педагогика кратко. Лекции 2
Психология и педагогика кратко. Лекции 3
Педагогическая аксиология
Педагогическая аксиология 2
Учебная деятельность младших школьников
Педагогика в лицах. Часть 1.
Педагогика в лицах. Часть 2.



Скачать работу: Значение игры в психическом развитии дошкольников, 2017 г.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
         дисциплине Педагогика